"Еж - закоренелый индивидуалист"
Цикл конспектов занятий:
«Тайны птичьего мира»
Цель: Продолжать знакомить детей с птицами и их повадками, условиями необходимыми для их жизни.
Задачи:
Формировать у детей обобщённое представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеют типичное строение;
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера; доказательно строить суждения; воспитывать интерес к природе; желание глубже познавать её тайны; развивать речевую активность, логическое мышление, внимание и память.
Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помогать им.
Активизировать словарь: орнитология; птичник; линька.
Материалы:
Макеты природных объектов с представителями их обитания: утёс с гнездом чайки, кайры и гагары; у пруда гнездо утки; на дереве – гнездо клеста; дом, под крышей которого ласточка свила своё жилище. Коллекция перьев и яиц разных птиц. Иллюстрация с изображением птиц с разными клювами. Макет строения яйца. Схема жизненного цикла птиц. Схема строения птицы. Ёмкость с водой, прищепка, щипцы для белья, лист бумаги, кусочек жира. Карточки с изображением птиц, гнёзд, природных объектов.
Раздаточный материал:
Листы бумаги, стаканы с водой, пипетки, кусочки жира, салфетки на каждого ребёнка.
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами на участке детского сада, прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц», просмотр слайда-презентации «Кто как поет». Рассматривание репродукции Алексея Саврасова «Грачи прилетели», галереи детских работ на тему «Экзотические птицы», энциклопедии о птицах вне занятий. Чтение произведения В.Бианки «Чей нос лучше?».
“Сообщество водоема”
Цель: Установить закономерности природных явлений с помощью моделирования.
Задачи: Продолжать знакомить с предметной моделью «Аквариум» ; осваивать действия использования и построения моделей взаимосвязи животных, растений и условий жизни на примере водоёма. Воспитывать интерес к особенностям жизнедеятельности живых организмов: их самочувствию, приспособлению к среде,
росту и развитию. Проявление доброжелательного, гуманного отношения к любым живым существам.
Предварительная работа:
Обсуждение и изготовление агитационных листовок «Берегите водоемы»; распространение агитационного материала по другим группам детского сада; экспериментирование с водой; рассматривание иллюстрационного материала в детских энциклопедиях, открыток, репродукций картин на тему «Водоемы»; чтение и заучивание стихотворений о воде; дидактические и развивающие игры по теме.
«Заяц»
Цель: Закрепить и расширить знания о зайцах.
Задачи:
Познакомить детей с особенностями приспособления крымских зайцев к местному климату.
Уточнить понятие о травоядных животных, о временах года, о способах приспособления животных к окружающему миру.
Познакомить с пословицей о зайце, вспомнить знакомые сказки с участием зайцев.
Развивать мышление, мелкую моторику.
Воспитывать интерес к природе родного края.
Активизировать словарь: травоядный, наст, зайчата: настовики, травники, колосовики, листопадники.
Оборудование:
Предметные модели «Заяц», «Мимикрия».
Картинки и фотографии зайца, игрушечный плюшевый заяц, карточки белого, зеленого, красного и желтого цвета по количеству детей, наборы фигур для игры «Танграм» по количеству детей.
Предварительная работа:
Чтение и пересказ Е.Чарушина «Заяц», сказка А.Черныш «Заяц-хвастун»; беседа «Дикие животные»; отгадывание загадок о животных; дидактическая игра «Путешествие в зимний лес»; рассматривание иллюстраций «Времена года».
«Лес – многоэтажный дом»
Цель: Развивать познавательный интерес детей на основе использования имеющихся знаний о природе, устанавливать взаимосвязь между растениями и животными леса.
Задачи:
1. Дать детям представление о лесе, как многоярусном, многоэтажном доме, где все растения и животные занимают определённую экологическую нишу и находятся в тесных взаимосвязях (исчезновение какого-либо звена ведёт к гибели других звеньев).
2. Учить осознанно, применять знания о правилах поведения в лесу.
3. Обогощать словарь детей за счет слов: можжевельник, жимолость, волчье лыко, голубика, костяника.
4. Воспитывать любовь к природе, желание беречь лес.
Материал:
Модель «многоэтажного» леса. Аудиозапись «Голоса птиц». Конверт с письмом от Старичка – Лесовика . Картинки-схемы правил поведения в лесу. Детали дома (квадраты-8шт., прямоугольники-8шт., треугольники-2шт.) Плоскостные фигуры лесных жителей: медведь, лиса, волк, муравей, заяц, сова, дятел, белка, лягушка, птица, бабочка.
Предварительная работа:
Оформление экологической газеты «Дом, в котором ты живешь», расклеивание листовок плакатов с информацией о правилах поведения в природе, рассматривание гербария лекарственных растений, книги с цветными картинками о животных, разучивание пословиц о лесе.
«ВЕТЕР – НЕВИДИМКА»
Ход занятия
ЦЕЛЬ:
Уточнение представлений о свойствах воздуха, его значении в природе и жизни людей.
ЗАДАЧИ:
1.Продолжать формировать у детей познавательный интерес к природе: знания о ветре, о его особенностях и значении для человека и окружающего мира.
2.Формировать умение делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениями.
3. Пополнить словарный запас детей: обжигающий, свирепый, пронизывающий.
4.Определять характер ветра через прослушивание музыкальных произведений.
5.Научить детей изображать ветер с помощью воздуха, используя элементы ТРИЗа.
6. Воспитывать понимание значения для человека явлений природы.
МАТЕРИАЛЫ:
Два больших обруча, два «портрета» ветра, набор карточек для дидактической игры «Ветер добрый, ветер злой»; соломки – трубочки для рисования, гуашь разных цветов, стаканчики для воды, ватман; таз с водой, клеенка, кораблик с парусом, веера; музыкальное сопровождение.