Персональный сайт воспитателя МАДОУ "Детский сад № 453"

 г.Нижнего Новгорода

Татьяна Федоровна Лифанова

Конспект занятия "Польза и вред батареек"

 

 

Цель: осознание экологически целесообразного отношения к окружающей среде.

Задачи: - расширять знания детей об окружающем мире и взаимозависимости деятельности человека и мира природы;

- дать представления об использовании, составе и экологическом вреде батареек.

- формировать представления детей о целесообразности вторичного использования бытовых отходов;

- способствовать формированию гражданской ответственности и сознательного поведения в вопросе утилизации отработанных элементов питания;

- закрепить накопленные представления в продуктивной деятельности.

Материалы и оборудование: коробка с бытовыми приборами; баночки с водой и батарейками (результаты опытно-экспериментальной деятельности); изображение перечеркнутого мусорного ведра – знака утилизации и треугольника из стрелок - знака вторичной переработки сырья; коричневая коробка для сбора батареек с эмблемой «Батарейки, сдавайтесь!»; схема «Утилизация батареек»; познавательный мультфильм для детей «Фиксики – Батарейки»; ватман, цветные карандаши, краски, кисточки.

                                                                 Ход занятия:

На столе у воспитателя закрытая коробка с бытовыми приборами.

- Ребята, сегодня наш друг Угадайка приготовил вам новые загадки. Ответы лежат вот в этой коробке. Попробуем отгадать? Тогда слушайте внимательно.

Они ходят, но стоят,
Всем о времени твердят:
Когда спать, когда вставать,
Когда можно погулять… (Часы).

Я по кнопочкам стучу

Два числа сложить хочу.

На ладошке он лежит,

Быстро он пример решит.

На экране напечатал

Результат мне… (калькулятор).

На калькулятор он похож, но только не считает,

Телевизор и кондиционер он ловко нам включает. (Пульт управления).

Мамин номер наберем,
Трубку к уху поднесем.
С мамой свяжет быстро он –
Наш мобильный … (телефон).

У него особый глаз.
Быстро взглянет он на вас,
И появится на свет

Самый точный ваш портрет. (Фотоаппарат).

По мере отгадывания загадок, воспитатель достаёт предметы и выкладывает на столе.

 

- Вы отлично справились с заданием. Но, как вы думаете, что общего у всех этих предметов? (Предположительные ответы детей).

- Конечно, для того, чтобы они могли работать, им необходимы батарейки – незаметные элементы питания. В современном мире появилось много технических средств с использованием батареек, они прочно вошли в наш быт. И даже детским электронным игрушкам тоже нужны автономные источники питания. Батарейка – это один из самых широко применяемых источников электроэнергии в современном мире.

Показать разные виды батареек.

 

- Вот такой маленький предмет приносит нам столько удобства. Как вы думаете, что происходит с использованной батарейкой дальше? (Предположительные ответы детей).

- Ученые подсчитали: в среднем одна семья за год использует около 100 батареек. Но срок работы батарейки недолог, потому что химические компоненты, которые она содержит, постепенно расходуются. Многие люди, не задумываясь, выбрасывают отслужившие свой срок батарейки вместе с бытовым мусором. Но оказывается, что одна, даже самая маленькая батарейка, может нанести непоправимый вред окружающей среде.

  Помните, на прошлой неделе мы с вами провели следующий опыт «Влияние воды на батарейку». Поместили  батарейку в баночку с водой. Давайте посмотрим, что же с ней произошло.

 

Опытно-экспериментальная деятельность.

- В результате наблюдения видно, что оболочка батарейки разрушилась, вода окрасилась, появилась  ржавчина  и  на дне баночки появился осадок. Значит, вредные вещества попали в воду.

- Данный опыт прост, но очень  приближен  к реальным условиям. Он помог нам представить, что происходит в природе, когда батарейки просто выброшены и валяются на свалках и подвержены влиянию дождя или снега, то есть разрушению, а содержащиеся в ней вредные элементы попадают в почву и грунтовые воды.

- В чем опасность содержимого батарейки? Ртуть поражает мозг и нервную систему, вызывает расстройства двигательного аппарата, заболевания дыхательной системы, ухудшает зрение и слух, разрушительно действует на почки и печень. Свинец накапливается в почках и вызывает сильнейшие расстройства нервной системы и заболевания мозга. Кадмий вредит почкам и лёгким, печени, костям и щитовидной железе, провоцирует рак. Цинк и никель вызывают кожные заболевания.

А ещё запомните: одна батарейка, даже самая маленькая, попав случайно в организм человека, может убить его за 30 минут. Поэтому, пожалуйста, никогда не берите батарейки в рот, берегите себя.

- Получается, что бытовые приборы не могут работать без батареек, а вот человек и природа от них могут пострадать. Эксперты уверяют, что один выброшенный элемент питания загрязняет 400 литров воды и 20 квадратных метров почвы. На этой площади может расти примерно 2 дерева, 1 ёжик или несколько тысяч дождевых червей.

 

                                         Физминутка «Хитрый ёж».

Вот свернулся ёж в клубок,
Может, ёжик, ты продрог? (Дети садятся на корточки, обхватывают колени руками).
Солнца луч ежа коснулся –
Ёжик сладко потянулся! (Поднимают руки вверх, потягиваются).
На спине твоей иголки

Очень-очень колки. (Несколько раз сжимают и разжимают кулаки).
Ёж по тропке побежал,
Нам колючки показал. (Руки сгибают в локтях, соединяют пальцы в щепоть).
А колючки тоже

На ежа похожи (Поднимают руки над головой, делают вращательные движения кистями).
На ежа мы поглядим,
Молочка ему дадим (Ладони складывают черпачком).
Но не тронем колкие

На спине иголки мы.

- Как вы думаете, что можно сделать для предотвращения опасности в природе?

- Конечно, прежде всего, не выбрасывать использованные батарейки и аккумуляторы вместе с другим мусором.

- Посмотрите, на корпусе каждой батарейки производитель размещает специальный знак - изображение перечеркнутого мусорного ведра, который предупреждает о том, что такой товар выбрасывать совместно с бытовым мусором не рекомендовано, так как есть риск заражения окружающей среды.

- Как мы уже выяснили, одна батарейка загрязняет территорию, на которой могли бы вырасти два дерева. Приглашаю вас принять участие в акции «Батарейки, сдавайтесь».

 

Мы будем собирать использованные батарейки  в коричневую коробку, и зарисовывать «спасённые» деревья в блокнот. 21 марта в Международный день лесов мы подсчитаем, сколько деревьев нам удалось спасти. А коробку с батарейками отнесём в пункт приёма в экологический центр «Эко пункт», откуда их отправят на утилизацию, то есть переработку.

- Утилизация батареек проходит непросто. Посмотрите на эту схему.

 

- Собранные батарейки в контейнере везут на завод. Там вручную их сортируют по химическим типам. Затем батарейки дробят и отделяют их содержимое от оболочки. С помощью химических реакций из этих элементов питания получают металлы.

Вот такой треугольник из стрелок (показать) - знак вторичной переработки сырья.

 

- Из 100 батареек может получиться 100 карандашей, так как в них есть графит; больше одного килограмма удобрений из марганца; столовый набор из железа и три турки для кофе из латуни (цинк). Переработка батареек очень важна, так как она позволяет не только добыть ценные металлы, но и существенно сохраняет экологию и наше здоровье.

- Помните, что чистота окружающей среды во многом зависит от нас самих, от нашего поведения в природе, в быту.

А сейчас я предлагаю вам посмотреть мультфильм, в котором Фиксики расскажут нам про батарейки.

Просмотр познавательного мультфильма для детей «Фиксики – Батарейки».

- Фиксики радуются возрождённому ростку лимона, а мы пойдём на прогулку и посмотрим, какие деревья растут на территории нашего детского сада. А вечером вместе расскажем о нашей акции родителям.

                                                                            Спасибо!

Дата последнего обновления страницы 20.08.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»